<<<Назад
| СОДЕРЖАНИЕ
| Далее>>>
РАЗДЕЛ V. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ГЛАВА 27. Общие положения
Статья 180. Проведение таможенного контроля и его формы
Таможенный контроль проводится должностными лицами тамо-
женных органов Республики Беларусь путем:
проверки документов и сведений, необходимых для таможен-
ных целей;
таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных
средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного
контроля);
учета товаров и транспортных средств;
устного опроса физических и должностных лиц;
проверки системы учета и отчетности;
осмотра территорий и помещений складов временного хране-
ния, таможенных складов, свободных складов, свободных таможен-
ных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где
могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие
таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, конт-
роль за которой возложен на таможенные органы Республики Бела-
русь.
Таможенный контроль может производиться в других формах,
предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законода-
тельства Республики Беларусь по таможенному делу.
При проведении таможенного контроля могут применяться
технические средства, безопасные для жизни и здоровья челове-
ка, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам,
транспортным средствам, лицам.
Правила проведения таможенного контроля определяются Го-
сударственным таможенным комитетом Республики Беларусь в соот-
ветствии с настоящим Кодексом.
Статья 181. Зоны таможенного контроля
Для целей осуществления таможенного контроля вдоль тамо-
женной границы Республики Беларусь, в местах таможенного
оформления, нахождения таможенных органов Республики Беларусь
и в иных местах, определяемых Государственным таможенным коми-
тетом Республики Беларусь, создаются зоны таможенного контро-
ля.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля
определяется Государственным таможенным комитетом Республики
Беларусь.
Осуществление производственной и иной коммерческой дея-
тельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц,
включая должностных лиц иных государственных органов, через
границы таких зон и в их пределах допускаются только с разре-
шения таможенных органов Республики Беларусь и под их контро-
лем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными
актами Республики Беларусь. В указанных случаях доступ в зоны
таможенного контроля разрешается с предварительного уведомле-
ния таможенных органов Республики Беларусь.
Статья 182. Документы и сведения, необходимые для
таможенного контроля
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через
таможенную границу Республики Беларусь либо осуществляющие де-
ятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы
Республики Беларусь, обязаны представлять этим органам доку-
менты и сведения, необходимые для таможенного контроля.
Перечень документов и сведений, порядок их представления
определяются Государственным таможенным комитетом Республики
Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами
законодательства Республики Беларусь.
Для проведения таможенного контроля таможенные органы
Республики Беларусь вправе получать от банков и иных кредитных
учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов
лиц, перемещающих товары и транспортные средства через тамо-
женную границу Республики Беларусь, таможенных агентов либо
иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой
возложен на таможенные органы Республики Беларусь.
Другие правоохранительные органы Республики Беларусь, на-
логовые и иные контролирующие органы Республики Беларусь по
собственной инициативе либо по запросу таможенных органов Рес-
публики Беларусь информируют об имеющихся сведениях, необходи-
мых для таможенного контроля.
Документы, необходимые для таможенного контроля, должны
храниться лицами не менее трех лет.
Статья 183. Привлечение специалистов и экспертов
для оказания содействия в
проведении таможенного контроля
Таможенные органы Республики Беларусь вправе привлекать в
соответствии с законодательством Республики Беларусь специа-
листов других правоохранительных и контролирующих органов,
предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собс-
твенности и подчиненности, а также экспертов для оказания со-
действия в проведении таможенного контроля.
За специалистами и экспертами, работающими в государс-
твенных органах, на государственных предприятиях, в государс-
твенных учреждениях и организациях, сохраняется средняя месяч-
ная оплата труда по месту работы.
Запрос таможенного органа Республики Беларусь о привлече-
нии специалиста или эксперта для оказания содействия в прове-
дении таможенного контроля является обязательным для исполне-
ния руководителем соответствующего государственного органа,
предприятия, учреждения или организации, где этот специалист
или эксперт работает.
Статья 184. Доступ должностных лиц таможенных
органов Республики Беларусь на территорию
и в помещения для проведения таможенного
контроля
В целях проведения таможенного контроля должностные лица
таможенных органов Республики Беларусь на основании служебного
удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения
любых лиц, где находятся или могут находиться товары и транс-
портные средства, подлежащие такому контролю, документы, необ-
ходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятель-
ность, контроль за которой возложен на таможенные органы Рес-
публики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных за-
конодательными актами Республики Беларусь или международными
договорами Республики Беларусь.
Статья 185. Идентификация товаров, транспортных
средств, помещений и других мест
Транспортные средства, помещения и другие места, где на-
ходятся или могут находиться товары и транспортные средства,
подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется де-
ятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы
Республики Беларусь, а также товары и транспортные средства,
находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться
таможенными органами Республики Беларусь.
Идентификация производится путем наложения пломб, печа-
тей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, иденти-
фикационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образ-
цов, описания товаров и транспортных средств, составления чер-
тежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, ил-
люстраций, использования товаросопроводительной и иной доку-
ментации и других средств идентификации.
Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться
только таможенными органами Республики Беларусь или с их раз-
решения, за исключением случаев, если существует реальная уг-
роза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи
товаров и транспортных средств. Таможенному органу Республики
Беларусь незамедлительно сообщается об изменении, удалении или
уничтожении средств идентификации и представляются доказатель-
ства существования указанной угрозы.
Статья 186. Проверка финансово-хозяйственной
деятельности
В целях обеспечения соблюдения законодательства Республи-
ки Беларусь и международных договоров Республики Беларусь,
контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы
Республики Беларусь, при наличии оснований полагать, что ука-
занные законодательство и международные договоры не соблюдают-
ся либо соблюдаются не в полной мере, таможни и вышестоящие
таможенные органы Республики Беларусь вправе назначать либо
проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хо-
зяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспорт-
ные средства через таможенную границу Республики Беларусь, та-
моженных агентов либо иных лиц, осуществляющих деятельность,
контроль за которой возложен на таможенные органы Республики
Беларусь.
При проведении проверки финансово-хозяйственной деятель-
ности должностные лица таможенных органов Республики Беларусь
вправе:
требовать безвозмездного предоставления и ознакомления с
любой документацией (включая банковскую) и информацией, касаю-
щейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной
деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям
таможенных органов Республики Беларусь;
получать от должностных лиц и других работников справки,
письменные и устные объяснения;
опечатывать помещения;
изымать по акту, составляемому по форме, устанавливаемой
Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, до-
кументы, если они будут проверяться в другом месте. Изъятые
документы должны возвращаться в возможно короткий срок.
При необходимости должностными лицами таможенных органов
Республики Беларусь могут устанавливаться место и время для
ознакомления с документацией и информацией.
Действия должностных лиц таможенных органов Республики
Беларусь при осуществлении проверки не должны причинять непра-
вомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятель-
ность проверяется. Результаты проверки незамедлительно сообща-
ются этому лицу.
Вся полученная в ходе проверки информация является конфи-
денциальной, и на нее распространяется действие статьи 16 нас-
тоящего Кодекса.
Статья 187. Выборочность таможенного контроля
При проведении таможенного контроля таможенные органы
Республики Беларусь используют, как правило, те его формы, ко-
торые являются достаточными для обеспечения соблюдения законо-
дательства Республики Беларусь о таможенном деле, иного зако-
нодательства Республики Беларусь и международных договоров
Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен
на таможенные органы Республики Беларусь.
Неприменение других форм таможенного контроля либо осво-
бождение от них не должно означать, что лица освобождаются от
обязанности соблюдать положения настоящего Кодекса, актов и
договоров, указанных в части первой настоящей статьи.
При необходимости таможенные органы Республики Беларусь
могут использовать все формы таможенного контроля, упомянутые
в настоящем Кодексе, за исключением случаев, указанных в
статье 188.
Статья 188. Освобождение от определенных форм
таможенного контроля
Освобождение от определенных форм таможенного контроля
устанавливается настоящим Кодексом.
Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента
Республики Беларусь и следующих вместе с ним членов его семьи.
Личный багаж депутатов Палаты представителей Национально-
го собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики На-
ционального собрания Республики Беларусь и членов Правительст-
ва Республики Беларусь освобождается от таможенного досмотра,
если указанные лица пересекают таможенную границу Республики
Беларусь в связи с исполнением своих депутатских или служебных
обязанностей. Освобождаются от таможенного досмотра иностран-
ные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воз-
душные суда и военная техника, следующая своим ходом.
От таможенного досмотра также освобождаются:
военное имущество, которое согласно специальным заявлени-
ям Министерства обороны Республики Беларусь перемещается через
таможенную границу в военно-оперативных целях;
выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные
суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в междуна-
родных аэропортах Республики Беларусь;
имущество, досмотр которого не производится в связи с та-
моженными льготами, предоставленными его владельцу настоящим
Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
дипломатическая почта и консульская вализа иностранных
государств;
письменная корреспонденция, не содержащая вещей, запре-
щенных к пересылке в международных почтовых отправлениях.
Председатель Государственного таможенного комитета Рес-
публики Беларусь или лицо, его замещающее, вправе освобождать
отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от оп-
ределенных форм таможенного контроля в случаях, когда это от-
вечает жизненно важным интересам Республики Беларусь.
Освобождение от определенных форм таможенного контроля в
соответствии с международными договорами Республики Беларусь
осуществляется после вступления в силу этих договоров.
Статья 189. Личный досмотр
Личный досмотр как исключительная форма таможенного конт-
роля может быть проведен по письменному разрешению начальника
таможенного органа Республики Беларусь или должностного лица,
его замещающего, при наличии достаточных оснований предпола-
гать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу
Республики Беларусь либо находящееся в зоне таможенного конт-
роля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международ-
ного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющи-
еся объектами нарушения законодательства Республики Беларусь
или международного договора Республики Беларусь, контроль за
исполнением которых возложен на таможенные органы Республики
Беларусь.
Перед началом личного досмотра должностное лицо таможен-
ного органа Республики Беларусь обязано предъявить физическому
лицу письменное решение начальника таможенного органа Респуб-
лики Беларусь или лица, его замещающего, о проведении личного
досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязан-
ностями при проведении такого досмотра и предложить доброволь-
но выдать скрываемые товары.
Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного
органа Республики Беларусь одного пола с досматриваемым в при-
сутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении,
отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это
помещение других физических лиц и возможность наблюдения за
проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключе-
ны. Обследование тела досматриваемого должно проводиться толь-
ко медицинским работником.
О проведении личного досмотра составляется протокол по
форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом
Республики Беларусь и согласованной с Прокуратурой Республики
Беларусь.
Протокол подписывается должностным лицом таможенного ор-
гана Республики Беларусь, проводившим личный досмотр, физичес-
ким лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр,
понятыми, а при обследовании тела досматриваемого -- и меди-
цинским работником. Физическое лицо, в отношении которого был
проведен личный досмотр, вправе сделать заявление в протоколе.
Статья 190. Недопустимость причинения неправомерного
вреда при проведении таможенного контроля
При проведении таможенного контроля не допускается причи-
нение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным
средствам.
Таможенные органы Республики Беларусь и их должностные
лица, причинившие неправомерный вред, несут ответственность в
соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц
таможенных органов Республики Беларусь, возмещению не подле-
жит.
.
|