ПРАВО

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

TopListbe number one Rambler's Top100

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом от 19.05.2000 N 391-З)

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

РАЗДЕЛ V. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 

ГЛАВА 27. Общие положения 

Статья 180. Проведение таможенного контроля и его формы 
Таможенный контроль проводится должностными лицами тамо- 
женных органов Республики Беларусь путем: 
проверки документов и сведений, необходимых для таможен- 
ных целей; 
таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных 
средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного 
контроля); 
учета товаров и транспортных средств; 
устного опроса физических и должностных лиц; 
проверки системы учета и отчетности; 
осмотра территорий и помещений складов временного хране- 
ния, таможенных складов, свободных складов, свободных таможен- 
ных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где 
могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие 
таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, конт- 
роль за которой возложен на таможенные органы Республики Бела- 
русь. 
Таможенный контроль может производиться в других формах, 
предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законода- 
тельства Республики Беларусь по таможенному делу. 
При проведении таможенного контроля могут применяться 
технические средства, безопасные для жизни и здоровья челове- 
ка, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, 
транспортным средствам, лицам. 
Правила проведения таможенного контроля определяются Го- 
сударственным таможенным комитетом Республики Беларусь в соот- 
ветствии с настоящим Кодексом. 
Статья 181. Зоны таможенного контроля 
Для целей осуществления таможенного контроля вдоль тамо- 
женной границы Республики Беларусь, в местах таможенного 
оформления, нахождения таможенных органов Республики Беларусь 
и в иных местах, определяемых Государственным таможенным коми- 
тетом Республики Беларусь, создаются зоны таможенного контро- 
ля. 
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля 
определяется Государственным таможенным комитетом Республики 
Беларусь. 
Осуществление производственной и иной коммерческой дея- 
тельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, 
включая должностных лиц иных государственных органов, через 
границы таких зон и в их пределах допускаются только с разре- 
шения таможенных органов Республики Беларусь и под их контро- 
лем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными 
актами Республики Беларусь. В указанных случаях доступ в зоны 
таможенного контроля разрешается с предварительного уведомле- 
ния таможенных органов Республики Беларусь. 
Статья 182. Документы и сведения, необходимые для 
таможенного контроля 
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через 
таможенную границу Республики Беларусь либо осуществляющие де- 
ятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы 
Республики Беларусь, обязаны представлять этим органам доку- 
менты и сведения, необходимые для таможенного контроля. 
Перечень документов и сведений, порядок их представления 
определяются Государственным таможенным комитетом Республики 
Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами 
законодательства Республики Беларусь. 
Для проведения таможенного контроля таможенные органы 
Республики Беларусь вправе получать от банков и иных кредитных 
учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов 
лиц, перемещающих товары и транспортные средства через тамо- 
женную границу Республики Беларусь, таможенных агентов либо 
иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой 
возложен на таможенные органы Республики Беларусь. 
Другие правоохранительные органы Республики Беларусь, на- 
логовые и иные контролирующие органы Республики Беларусь по 
собственной инициативе либо по запросу таможенных органов Рес- 
публики Беларусь информируют об имеющихся сведениях, необходи- 
мых для таможенного контроля. 
Документы, необходимые для таможенного контроля, должны 
храниться лицами не менее трех лет. 
Статья 183. Привлечение специалистов и экспертов 
для оказания содействия в 
проведении таможенного контроля 
Таможенные органы Республики Беларусь вправе привлекать в 
соответствии с законодательством Республики Беларусь специа- 
листов других правоохранительных и контролирующих органов, 
предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собс- 
твенности и подчиненности, а также экспертов для оказания со- 
действия в проведении таможенного контроля. 
За специалистами и экспертами, работающими в государс- 
твенных органах, на государственных предприятиях, в государс- 
твенных учреждениях и организациях, сохраняется средняя месяч- 
ная оплата труда по месту работы. 
Запрос таможенного органа Республики Беларусь о привлече- 
нии специалиста или эксперта для оказания содействия в прове- 
дении таможенного контроля является обязательным для исполне- 
ния руководителем соответствующего государственного органа, 
предприятия, учреждения или организации, где этот специалист 
или эксперт работает. 
Статья 184. Доступ должностных лиц таможенных 
органов Республики Беларусь на территорию 
и в помещения для проведения таможенного 
контроля 
В целях проведения таможенного контроля должностные лица 
таможенных органов Республики Беларусь на основании служебного 
удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения 
любых лиц, где находятся или могут находиться товары и транс- 
портные средства, подлежащие такому контролю, документы, необ- 
ходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятель- 
ность, контроль за которой возложен на таможенные органы Рес- 
публики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных за- 
конодательными актами Республики Беларусь или международными 
договорами Республики Беларусь. 
Статья 185. Идентификация товаров, транспортных 
средств, помещений и других мест 
Транспортные средства, помещения и другие места, где на- 
ходятся или могут находиться товары и транспортные средства, 
подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется де- 
ятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы 
Республики Беларусь, а также товары и транспортные средства, 
находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться 
таможенными органами Республики Беларусь. 
Идентификация производится путем наложения пломб, печа- 
тей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, иденти- 
фикационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образ- 
цов, описания товаров и транспортных средств, составления чер- 
тежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, ил- 
люстраций, использования товаросопроводительной и иной доку- 
ментации и других средств идентификации. 
Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться 
только таможенными органами Республики Беларусь или с их раз- 
решения, за исключением случаев, если существует реальная уг- 
роза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи 
товаров и транспортных средств. Таможенному органу Республики 
Беларусь незамедлительно сообщается об изменении, удалении или 
уничтожении средств идентификации и представляются доказатель- 
ства существования указанной угрозы. 
Статья 186. Проверка финансово-хозяйственной 
деятельности 
В целях обеспечения соблюдения законодательства Республи- 
ки Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, 
контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы 
Республики Беларусь, при наличии оснований полагать, что ука- 
занные законодательство и международные договоры не соблюдают- 
ся либо соблюдаются не в полной мере, таможни и вышестоящие 
таможенные органы Республики Беларусь вправе назначать либо 
проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хо- 
зяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспорт- 
ные средства через таможенную границу Республики Беларусь, та- 
моженных агентов либо иных лиц, осуществляющих деятельность, 
контроль за которой возложен на таможенные органы Республики 
Беларусь. 
При проведении проверки финансово-хозяйственной деятель- 
ности должностные лица таможенных органов Республики Беларусь 
вправе: 
требовать безвозмездного предоставления и ознакомления с 
любой документацией (включая банковскую) и информацией, касаю- 
щейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной 
деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям 
таможенных органов Республики Беларусь; 
получать от должностных лиц и других работников справки, 
письменные и устные объяснения; 
опечатывать помещения; 
изымать по акту, составляемому по форме, устанавливаемой 
Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, до- 
кументы, если они будут проверяться в другом месте. Изъятые 
документы должны возвращаться в возможно короткий срок. 
При необходимости должностными лицами таможенных органов 
Республики Беларусь могут устанавливаться место и время для 
ознакомления с документацией и информацией. 
Действия должностных лиц таможенных органов Республики 
Беларусь при осуществлении проверки не должны причинять непра- 
вомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятель- 
ность проверяется. Результаты проверки незамедлительно сообща- 
ются этому лицу. 
Вся полученная в ходе проверки информация является конфи- 
денциальной, и на нее распространяется действие статьи 16 нас- 
тоящего Кодекса. 
Статья 187. Выборочность таможенного контроля 
При проведении таможенного контроля таможенные органы 
Республики Беларусь используют, как правило, те его формы, ко- 
торые являются достаточными для обеспечения соблюдения законо- 
дательства Республики Беларусь о таможенном деле, иного зако- 
нодательства Республики Беларусь и международных договоров 
Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен 
на таможенные органы Республики Беларусь. 
Неприменение других форм таможенного контроля либо осво- 
бождение от них не должно означать, что лица освобождаются от 
обязанности соблюдать положения настоящего Кодекса, актов и 
договоров, указанных в части первой настоящей статьи. 
При необходимости таможенные органы Республики Беларусь 
могут использовать все формы таможенного контроля, упомянутые 
в настоящем Кодексе, за исключением случаев, указанных в 
статье 188. 
Статья 188. Освобождение от определенных форм 
таможенного контроля 
Освобождение от определенных форм таможенного контроля 
устанавливается настоящим Кодексом. 
Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента 
Республики Беларусь и следующих вместе с ним членов его семьи. 
Личный багаж депутатов Палаты представителей Национально- 
го собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики На- 
ционального собрания Республики Беларусь и членов Правительст- 
ва Республики Беларусь освобождается от таможенного досмотра, 
если указанные лица пересекают таможенную границу Республики 
Беларусь в связи с исполнением своих депутатских или служебных 
обязанностей. Освобождаются от таможенного досмотра иностран- 
ные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воз- 
душные суда и военная техника, следующая своим ходом. 
От таможенного досмотра также освобождаются: 
военное имущество, которое согласно специальным заявлени- 
ям Министерства обороны Республики Беларусь перемещается через 
таможенную границу в военно-оперативных целях; 
выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные 
суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в междуна- 
родных аэропортах Республики Беларусь; 
имущество, досмотр которого не производится в связи с та- 
моженными льготами, предоставленными его владельцу настоящим 
Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь; 
дипломатическая почта и консульская вализа иностранных 
государств; 
письменная корреспонденция, не содержащая вещей, запре- 
щенных к пересылке в международных почтовых отправлениях. 
Председатель Государственного таможенного комитета Рес- 
публики Беларусь или лицо, его замещающее, вправе освобождать 
отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от оп- 
ределенных форм таможенного контроля в случаях, когда это от- 
вечает жизненно важным интересам Республики Беларусь. 
Освобождение от определенных форм таможенного контроля в 
соответствии с международными договорами Республики Беларусь 
осуществляется после вступления в силу этих договоров. 
Статья 189. Личный досмотр 
Личный досмотр как исключительная форма таможенного конт- 
роля может быть проведен по письменному разрешению начальника 
таможенного органа Республики Беларусь или должностного лица, 
его замещающего, при наличии достаточных оснований предпола- 
гать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу 
Республики Беларусь либо находящееся в зоне таможенного конт- 
роля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международ- 
ного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющи- 
еся объектами нарушения законодательства Республики Беларусь 
или международного договора Республики Беларусь, контроль за 
исполнением которых возложен на таможенные органы Республики 
Беларусь. 
Перед началом личного досмотра должностное лицо таможен- 
ного органа Республики Беларусь обязано предъявить физическому 
лицу письменное решение начальника таможенного органа Респуб- 
лики Беларусь или лица, его замещающего, о проведении личного 
досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязан- 
ностями при проведении такого досмотра и предложить доброволь- 
но выдать скрываемые товары. 
Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного 
органа Республики Беларусь одного пола с досматриваемым в при- 
сутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, 
отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это 
помещение других физических лиц и возможность наблюдения за 
проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключе- 
ны. Обследование тела досматриваемого должно проводиться толь- 
ко медицинским работником. 
О проведении личного досмотра составляется протокол по 
форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом 
Республики Беларусь и согласованной с Прокуратурой Республики 
Беларусь. 
Протокол подписывается должностным лицом таможенного ор- 
гана Республики Беларусь, проводившим личный досмотр, физичес- 
ким лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр, 
понятыми, а при обследовании тела досматриваемого -- и меди- 
цинским работником. Физическое лицо, в отношении которого был 
проведен личный досмотр, вправе сделать заявление в протоколе. 
Статья 190. Недопустимость причинения неправомерного 
вреда при проведении таможенного контроля 
При проведении таможенного контроля не допускается причи- 
нение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным 
средствам. 
Таможенные органы Республики Беларусь и их должностные 
лица, причинившие неправомерный вред, несут ответственность в 
соответствии с законодательством Республики Беларусь. 
Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц 
таможенных органов Республики Беларусь, возмещению не подле- 
жит.


.

<<< На содержание

Hosted by uCoz